РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И УЧИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КЛАССЕ
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ
МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И УЧИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Дети не знают имен учителей - на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
Дети не знают по именам новых учеников - на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.⇑
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КЛАССЕ
Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).
Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.д. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.⇑
МЕРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ
У ДЕТЕЙ
В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
1) обязательные дисциплинарные требования (правила):
a) здороваемся стоя;
b) не перебивать ни учителя, ни ученика;
c) поднятая рука сигнал о вопросе или ответе;
d) опоздания не допускаются.
2) организация учебного процесса:
a) наличие необходимых учебных пособий;
b) соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.
3) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
a) проявлять уважение друг к другу;
b) звонить и помогать заболевшим ученикам и т. п.
Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок. Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.
Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».⇑