Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Психосоциальное анкетирование

  Один из наиболее эффективных способов предупреждения и преодоления употребления учащимися алкоголя, наркотических и психотропных веществ – это системная профилактическая работа, проводимая с учетом возрастных особенностей обучающихся.

  Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к аддиктивному поведению.

   Аддиктивное поведение (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка) – это саморазрушающее девиантное поведение, которое определяется повторяющимися действиями с целью изменения психического состояния, с возможным в дальнейшем развитием выраженных негативных социальных и психологических последствий.

   Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год, рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).

  Рекомендуется проведение психосоциального анкетирования в соответствии с методиками: для учащихся 5 – 7 классов «Анкета для учащихся V–VII классов учреждений общего среднего образования», для 8 – 9 классов тест-опросник «Аддиктивная склонность», для 10 – 11 классов учреждений общего среднего образования и учреждений, реализующих программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования опросник «Риск химической зависимости».

   Психосоциальное анкетирование с обучающимися, не достигшими возраста четырнадцати лет, проводится только при наличии добровольного согласия в письменной форме одного из родителей (законных представителей) ребенка (согласно ст.18 Закона «Об оказании психологической помощи»). Учащиеся в возрасте от 14 лет и старше самостоятельно (в письменной форме) выражают свое согласие на участие в таком анкетировании.

   Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения о фамилии обучающего и его возрасте.

  При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:

  • использование для психосоциального анкетирования рекомендуемого диагностического инструментария;
  • создание спокойной, доброжелательной обстановки, корректное и уважительное отношение к каждому обучающемуся;
  • обеспечение конфиденциальности (не допускается свободное общение между анкетируемыми).

  Опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкцией по применению, выполнение которой должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.

  При проведении анкетирования должна быть обеспечена конфиденциальность полученных результатов. В случае получения положительного результата анкетирования информация индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании), в целях планирования дальнейшей профилактической работы.

  С обучающимися, предрасположенными к аддиктивному поведению,проводится коррекционная, тренинговая работа, с целью оказания подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования стрессоустойчивой и успешной личности; развития ресурсов подростков, а именно формирования у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 5-11-х КЛАССОВ «О ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

  Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте, - во дворе или на дискотеке.

  Сегодня 60 % школьников подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

  ПОМНИТЕ! Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.

  В 2014 году Министерство образования Республики Беларусь утвердило порядок проведения психосоциального анкетирования среди школьников, учащихся и студентов на предмет предрасположенности к отклоняющемуся поведению. Анкетирование проводится с учащимися до 14 лет с согласия родителей, после 14 лет – с согласия самого ребенка.

  НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 18.11.2014 № 10-07/П-807, Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов, утвержденный Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014г.

НУЖНО ЛИ АНКЕТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Да - если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка.

  Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

  • утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
  • сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
  • нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
  • резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
  • непривычная раздражительность и агрессия;
  • замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
  • сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
  • телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
  • стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
  • нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
  • необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
  • долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
  • незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
  • неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
  • необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

  Что делать, если вы заподозрили неладное?
  Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!
  Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

  При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.

  Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

  1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью! Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
  2. Будьте вместе со своим ребенком! Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.
  3. Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть! К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.
  4. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию. Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

При положительном результате Вы испытываете:

  • чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»);
  • гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);
  • стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-наркомана...»);
  • страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

  ПОМНИТЕ! Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.

  1. Лучшая защита - это нападение. Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.
  2. Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы. Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку - бессмысленно.
  3. Диагностика с применением тестов - это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

ПОМНИТЕ! Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

(ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ)

  1. Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
  2. Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
  3. Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
  4. После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
  5. Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.

   ПОМНИТЕ!

  Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист.

  Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь.

  Вы все это знаете... Теперь главное - понять.

  ПРОЧИТАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ.

  НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ» НАРКОТИКАМ!

  Сказать «нет» - это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.

  Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза.

  Твой голос должен быть твердым и уверенным.

  Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.

Некоторые примеры или сценарии отказа:

  1. «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков.
  2. «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений - они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
  3. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
  4. «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».
  5. «Отстань!» 
  6. «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказ ал (а) «НЕТ»?»
  7. «Наркотики меня не интересуют».
  8. Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.
  9. Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти. 

Разделы сайта